В настоящее время учеными-психологами выделены следующие психофизиологические факторы, оказывающие посредством одежды влияние на формирование характера ребенка:
-
одежда как эстетический воспитатель - формирует вкус, культуру одежды, первые эстетические понятия, задатки для художественного развития
-
-
одежда как возможность изменить детский характер - человек становится уверенней, когда считает себя внешне более красивым и привлекательным «неправильная»
-
-
одежда как опасность - проявляется в том случае, когда воспитывают девочек как мальчиков, и наоборот.
Часто, не задумываясь о грозящей опасности, родители одевают детей в одежду противоположного пола или «унисекс», идя на поводу у «моды» или экономя на средствах (родители часто надевают на своих детей одежду, оставшуюся от старших родственников другого пола). Это приводит к размыванию половой идентификации ребенка и нарушению других психических структур одежда как источник эмоций ребенка - одежда может доставлять удовольствие.
Так, дети интуитивно тянутся к привлекательно одетым людям, улыбаются им. Мальчики самого раннего возраста способны влюбиться в девочку из-за ее красивого платья одежда как психологическая защита ребенка - он неосознанно избегает носить то платье, которое вызвало негативные переживания одежда как показатель социального статуса - внешний вид малыша определяется социальным статусом, степенью «культурности», уровнем доходов, да и просто вкусом взрослых одежда как показатель личностных проблем - любимые виды и покрои одежды могут весьма интересно свидетельствовать о глубинных личностных проблемах одежда как символика цвета - это скорее физиологический фактор, оказывающий огромное значение и на психику. Приблизительно 80% людей, выбирая одежду, ориентируются на предпочитаемые цвета. Другие показатели, такие как рисунок материала, плотность, пластичность, фактура, волокнистый состав, также помогают раскрыть предпочтения ребенка в одежде. Экспериментально изучение цветовых предпочтений детей дошкольного возраста началось в XIX веке и было первоначально связано с проблемой возрастных границ способности цветоразличения.
В труде «Психология цвета: теория и практика» Б. Базыма сводит воедино результаты 12 экспериментальных работ, что позволило наглядно выявить определенную тенденцию в цветовых предпочтениях обследованных детей (см. таблицу). Г. Фрилинг и К. Ауэр, изучая цветовые симпатии людей в зависимости от их пола и возраста, выявили, что дети от 4 до 10 лет отдают предпочтение красному, пурпурному, розовому и бирюзовому и отвергают черный, темно-коричневый и серый. Причем в детском возрасте половые различия в цветовых предпочтениях не являются значимыми. Цветовые предпочтениядетей авторы связывают с индивидуальными особенностями.
Очень живой и несобранный ребенок проявляет определенный интерес к красному; ребенок, склонный к фантазии, мечтательности, с открытой душой, но еще неспособный к самостоятельным действиям, из всех цветов использует при рисовании главным образом желтый. Дети из асоциальной среды и дети-беженцы часто выбирают в качестве «любимого» цвета - коричневый, что может говорить о стремлении к безопасности, укреплению своего положения. В то же время новички в классе или тихие, замкнутые дети предпочитают серый, незаметный цвет. При обосновании своего цветового выбора, дети не опираются на предметные ассоциации цвета, а исходят из впечатления, производимого на них тем или иным цветовым стимулом. Яркие цвета их радуют и привлекают - взгляд ребенка сам тянется за таким цветом. Причем следует отметить, что воздействие красного, желтого и других ярких цветов не раздражает детей младшего возраста, а даже успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно. Авторы статьи провели исследование в нескольких группах детского сада. Была поставлена цель: выявить предпочтения детей в одежде для активного отдыха.
Детям в зависимости от их пола предлагался для раскрашивания разработанный нами рисунок-шаблон «девочка» или «мальчик» и давалось задание: «Одень куклу для того, чтобы вместе с ней пойти гулять на детскую площадку»
Пример рисунков детей, полученных при исследовании).
 В результате проведенных занятий было получено 80 детских рисунков. При выполнении детьми задания «одеть куклу», были получены «косвенные рисунки». Детские психологи утверждают, что при такой формулировке задания ребенок попытается изобразить на рисунке-шаблоне не те изделия, в которых он сам ходит гулять, а те, которые для него являются тайным и, вероятно, пока не осуществимым желанием. Цветовое же решение рисунка ребенка определяется его собственными «прямыми» предпочтениями. Проведенный анализ рисунков, выполненных детьми разных возрастных групп, позволил определить не только цветовые, но и другие эстетические предпочтения детей в зависимости от их возраста.
Каждый ребенок, в зависимости от своего темперамента и характера, по-своему воспринимает окружающий мир и взаимоотношения между людьми.
В 2008 году группой ученых проводились исследования, в ходе которых были сформулированы рекомендации модельерам, работающим с детским ассортиментом одежды. Эти рекомендации были доработаны и систематизированы.
Для сангвиников.
Эти дети деятельные, общительные, легко приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, в новом коллективе легко находят себе товарищей. В разработке одежды для них нет ограничений.
Для флегматиков.
Эти дети спокойные, терпеливые.
Особенности детей-флегматиков: инертность, малоподвижность, они не могут сразу сосредоточиться, направить внимание на необходимое действие. В преодолении этих недостатков им может помочь одежда. В данном случае яркий цвет активизирует деятельность ребенка; эмоциональность, выразительность костюма, игровые элементы способствуют большей динамичности психических процессов.
Для холериков
Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбужденность, вспыльчивость и порывистость.
Из-за переизбытка эмоций, излишней возбудимости, отсутствия «тормозов» таких детей нежелательно одевать очень ярко, в одежду с обилием игровых элементов в декоре (кистей, помпонов). Яркое эмоциональное решение может привести к нарушению сна у ребенка, более сдержанное - предотвратит появление нежелательных реакций.
Для меланхоликов.
Дети с меланхолическим темпераментом необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При подборе одежды для них нужно проявить особый такт и внимание. Цветовое решение должно быть чистым, светлым, но и не ярких тонов. При разработке аппликации недопустимо обращение к эмоциональным и выразительным образам устрашающего характера, допустимы только веселые и добрые решения. При моделировании одежды для детей необходимо учитывать физиологические и психологические особенности ребенка в разные периоды его роста. Одежда должна быть недорогой, удобной, прочной и соответствовать требованиям гигиены. Она должна украшать детей и доставлять им радость, содействовать их эстетическому и этическому воспитанию, способствовать правильному физиологическому развитию детского организма.
Джерело: http://www.rustm.net |